Длина: 4900 мм Боевая масса: 5,3 т Двигатель: рядный 4-цилиндровый Austin, 50 л.с. Максимальная скорость: 60 км/ч Экипаж: 4–5 чел.
Пламенную речь Ленин произносил с броневика, а вот с какого именно – возникает ряд споров и сомнений.
Легенда
гласила, что после выступления броневик «Остин-Путиловец» был бережно
сохранен как «стальная трибуна вождя». Но на постаменте перед
Ленинградским музеем броневик появился лишь в 1939-м. А где был
легендарный броневик с 1917 по 1939 год?.. И второе: в марте 1917-го
никаких «Остинов-Путиловцев» еще не существовало: по историческим
данным, первый бронекузов Путиловский завод поставил на английское шасси
лишь в конце лета того же года. Поэтому выступал Ленин, вероятнее
всего, с английского Austin 50HP, поставленного в Россию еще до
революции.
В 1914 году в России наблюдался явный дефицит
бронетехники. Запрос на поставку бронеавтомобилей был отправлен в
Великобританию. Требования были просты: полное бронирование, две
оружейные башни. Austin Motor Company по российскому заказу разработала и
наладила производство легких броневиков («Остин» 1-й серии). Броневик
базировался на легковом шасси, имел деревянные колеса с пневматическими
шинами, броню толщиной 3,5–4 мм и два пулемета «Максим» в качестве
вооружения. Экипаж составляли четыре человека: командир, водитель, два
стрелка. В сентябре в Россию были отгружены первые 48 машин. После
первого же боевого опыта, показавшего уязвимость броневика, «Остины»
модифицировали, частично снабдив их 7-мм броней. Основными проблемами
были маломощный двигатель (30 л.с.), слабое шасси и низкая проходимость
машины. В результате в марте 1915 года в Россию была поставлена 2-я
серия «Остинов» (60 машин) на шасси от 1,5-тонного грузовика с более
мощным двигателем Austin 50 hp. Новая машина разгонялась до 50 км/ч на
шоссе и не боялась ухабов. Позже была заказана и третья серия с
очередным набором модификаций.
Русский броневик на английском
шасси был спроектирован в 1916 году, но запустить его в серию не успели.
Лишь летом 1917-го первый броневик Путиловского завода на шасси «Остин»
увидел свет. От британца его отличало расположение башен: они размещены
по диагонали, что позволяет обоим пулеметам вести огонь в любую
сторону. Стоит отметить, что название «Путиловец» – народное, официально
они носили название «Русский Остин» или «Остин Путиловского завода». На вооружении «Русские Остины» были вплоть до 1931 года. И лишь благодаря легенде о Ленине до наших времен дошел настоящий «Русский Остин» в прекрасном состоянии.
Самый тяжелый танк: "Маус”, Panzerkampfwagen VIII
Страна: Германия Первый образец: 1944 Длина: 10 200 мм Боевая масса: 188 т Двигатель: Daimler-Benz MB 509, 1080 л.с. (первый экземпляр), Daimler-Benz MB 517, 1200 л.с. (второй экземпляр) Максимальная скорость: 19 км/ч Экипаж: 6 чел.
Несмотря
на смешное название (нем. Maus– «мышь»), этот танк – самый тяжелый из
всех когда-либо построенных, его боевая масса составляет 188т. Работа
над ним началась в Германии в 1942 году по личному указанию Гитлера, и к
1943 году проект был готов; зимой того же года на испытания поступил
первый прототип «Мауса» с деревянной башней и частично установленной
броней. Над проектом трудились известнейшие фирмы: Krupp, Daimler-Benz,
Siemens (каждая отвечала за свой участок работ), а главным конструктором
стал сам Фердинанд Порше. В 1944 году первый образец был уже полностью
оборудован, началось строительство второго. Титаническая боевая машина
длиной 10,2 м (с пушкой вперед) была оборудована 128-мм орудием KwK44/2
L/61, не имевшим аналогов по эффективной дальности стрельбы и
бронепробиваемости. Правда, в бою ни один из двух построенных «Маусов»
участия так и не принял: в 1945 году при отступлении немцы сами взорвали
обе машины. Тем не менее их остатки были доставлены в СССР, где из них
был собран один «Маус». Сегодня он хранится в бронетанковом музее в
Кубинке.
Самый массовый военный тягач: МТ-ЛБ
Страна: СССР Принят на вооружение: 1964 Длина: 6399–6509 мм Боевая масса: 9,7 т (12,2 с грузом) Двигатель: ЯМЗ-238В, 240 л.с. Максимальная скорость: 61,5 км/ч Экипаж: 2 чел. +11 (десант)
Советский
плавающий бронетранспортер МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий
бронированный), принятый на вооружение в 1964 году, стал одним из самых
массовых военных тягачей в мире. Он стоял на вооружении более чем 25
армий мира, и сегодня в российской армии числится несколько тысяч МТ-ЛБ.
Единственный 7,62-мм пулемет ПКТ, установленный на МТ-ЛБ,
предназначался, в первую очередь, для обороны: для наступательных
действий тягач не годится. Правда, на его базе создано несколько боевых
машин, в том числе болгарская БМП-23 (1984).
Самый известный американский танк: M1 Abrams
Страна: США Принят на вооружение: 1980 Длина: 9766 мм Боевая масса: 61,3 т Двигатель: Honeywell AGT1500C, 1500 л.с. Максимальная скорость: 66,8 км/ч Экипаж: 4 чел.
Уже
30 лет танк M1 Abrams остается основной боевой машиной армии США.
Разрабатывали его с начала 1970-х на замену устаревшим танкам «Паттон».
Танк выполнен по классической схеме и требует экипажа из четырех
человек. Вооружение – 105-мм пушка M68 или 120-мм пушка М256
взависимости от модификации, а также пулеметы. Помимо США, танк стоит на
вооружении армий Австралии, Кувейта, Египта, Ирака и Саудовской Аравии.
Самый первый боевой танк: Mark I
Страна: Великобритания Разработан: 1915 Длина: 9910 мм Боевая масса: 28,4 т ("самец”), 27,4 т ("самка”) Двигатель: 6-цилиндровый Daimler-Knight, 105 л.с. Максимальная скорость: 6,4 км/ч Экипаж: 8 чел.
Знаменитый
тяжелый британский танк Mark I стал первым в истории танком,
примененным в боевых условиях. Созданный в 1915–1916 годах, он имел
характерный «ромбовидный» облик, причем гусеницы были открыты и уязвимы
для ударов противника. Выпускалось две модификации танка: «самец» (male)
с пулеметом и двумя 57-мм пушками и «самка» (female) с пулеметами.
Впоследствии Mark I эпизодически использовался даже во Второй мировой
войне, но основной его заслугой были не военные успехи (чередовавшиеся с
неудачами), а доказательство перспективности нового направления в
разработке вооружений.
Самый кинематографичный броневик: M3 Scout Car
Страна: США Принят на вооружение: 1937 Длина: 5626 мм Боевая масса: 5,62 т Двигатель: рядный 6-цилиндровый Hercules JXD, 110 л.с. Максимальная скорость: 89 км/ч Экипаж: 1 чел. + 7 (десант)
Американские
фильмы про войну пестрят бронемашинами двух типов. Если фильм о войне в
Ираке – это «Хаммеры». Если о Второй мировой – легкие бронетранспортеры
White. Видел их почти каждый, но мало кто задумывался, что это за
автомобиль. Первая версия бронетранспортера (M1) появилась в 1934 году:
на шасси полуторатонного полноприводного грузовика установили
бронекорпус и четыре пулемета. Машина показала себя средне – в основном
из-за низкой мощности и высокой массы, и в 1937 году White предложила
армии доработанную версию M3 Scout Car, ставшую культовым
бронеавтомобилем. Шестицилиндровый Hercules JXD разгонял M3 до скорости
80 км/ч по шоссе, а пулеметы M2 Browning и Browning M1919A4 калибров .50
и .30 представляли собой достаточную для легкой штабной или
разведывательной машины боевую силу. Правда, низкая проходимость и
отсутствие крыши довольно быстро свели на нет все преимущества «Уайтов».
По ленд-лизу M3 Scout Car поставлялись в СССР, где служили до 1947 года
(в США их замена началась в 1943-м); к концу 1990-х «Уайты» сохранились
в качестве боевой единицы только в Доминиканской Республике.
Самый известный танк ВОВ: T-34
Страна: СССР Принят на вооружение: 1944 Длина: 8100 мм Боевая масса: 32 т Двигатель: 12-цилиндровый бескомпрессорный дизель В-2-34, 500 л.с. Максимальная скорость: 55 км/ч Экипаж: 5 чел.
Т-34
стал самым узнаваемым символом Великой Отечественной войны и самым
известным советским танком в истории. Он поступил в серию в 1940 году, а
последняя его модификация Т-34-85 (1944 год) до сих пор стоит на
вооружении некоторых стран мира. Суммарное количество выпущенных в СССР и
других государствах танков Т-34 достигает 84000 – это второй по
массовости танк в мире. Последние советские «тридцатьчетверки» были
собраны в1958 году, на смену знаменитому танку пришел Т-54.
Самый мощный танк второй мировой: Tiger II (Konigstiger)
Страна: Германия Разработан: 1943 Длина: 10 286 мм Боевая масса: 68,5 т Двигатель: V-12 Maybach HL 230 P30, 690 л.с. Максимальная скорость: 41,5 км/ч Экипаж: 5 чел.
Если
не учитывать экспериментальный «Маус», самым мощным танком Второй
мировой войны был немецкий «Королевский тигр», или «Тигр II»,
разработанный в 1943 году. Тяжелый танк боевой массой 69,8 т был
вооружен 88-мм пушкой KwK 43 L/71 и был практически неуязвим для
ответного огня и противотанковых средств. Правда, низкая маневренность и
посредственная надежность сводили преимущества «Тигра II» на нет. До
наших дней сохранилось 9 из 489 изготовленных «Королевских тигров».
Самый распространенный танк: Т-54/55
Страна: СССР Принят на вооружение: 1946 (Т-54) Длина танка с пушкой вперед: 9000 мм Боевая масса: 36 т Двигатель: дизельный В-54/55, 520 л.с. Максимальная скорость: 50 км/ч Экипаж: 4 чел.
С
1945 по 1979 год было выпущено более 100 000 экземпляров среднего танка
Т-54, его модернизированной версии Т-55 и их вариантов. Он стоял на
вооружении более чем 70 армий мира и принимал участие более чем в 20
вооруженных конфликтах на разных континентах. Даже созданный на его базе
танк Т-62 продержался на конвейере гораздо меньше и не сумел «пережить»
своего предшественника. В первую очередь успех Т-54/55 был обусловлен
его надежностью и простотой конструкции.
Самый неэкспортируемый танк: «Меркава»
Страна: Израиль Принят на вооружение: 2003 Длина: 9040 мм Боевая масса: 65 т Двигатель: General Dynamics GD883 (MTU883), 1500 л.с. Максимальная скорость: 64 км/ч Экипаж: 4 чел.
«Меркава»
– основной боевой танк Израиля. Он выпускается с 1979 года и считается
одной из лучших боевых машин в мире, но при этом стоит на вооружении
только армии Израиля и не идет на экспорт. «Меркавы» успешно прошли
горнило войны в ливанских конфликтах; сегодня на вооружении стоит
четвертое поколение – «Меркава Mk.4», 65-тонный танк со 120-мм
гладкоствольной пушкой MG253. К танку первого поколения эта модификация
имеет довольно отдаленное отношение.